Воскресенье, 19.05.2024, 07:27
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Январь » 26 » Метод проектирования в воспитании духовно-нравственных качеств у младших школьников
21:11
Метод проектирования в воспитании духовно-нравственных качеств у младших школьников
Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии духовно-нравственной культуры и гражданского становления личности. В Законе РФ «Об образовании» говорится об одном из принципов государственной политики - это воспитание граждан в духе почтительного отношения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Ребёнок – это субъект собственной жизни, он творит её и постигает важность своей индивидуальности, под влиянием школы, семьи, социума в нём формируется духовно-нравственная культура, что даёт основу для развития социально активной личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства. Проектная деятельность, организованная во внеурочное время уникальна с точки зрения воспитания нравственных норм, принятых в традиционной культуре (уважения к семье, к старшим по возрасту людям и т.д.); развития в ребёнке его духовных и нравственных начал; а также выявления и осознания своего потенциала; пробуждения чувства удовлетворения от полученного результата. Под проектной деятельностью понимается обоснованный, спланированный и осознанный труд, направленный на формирование у детей определённой системы интеллектуальных и практических умений. Проектная деятельность состоит из трёх периодов: подготовительного, основного и итогового. Подготовительный период проекта достаточно продолжителен и трудоёмок. Учитель должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма. Основной период включает в себя несколько этапов. 1.Организационный этап включает в себя определение темы и количества участников проекта. 2.Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику, поняли способы деятельности и оценили свои возможности. 3.Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигают ребята, учитель лишь направляет их, задавая наводящие вопросы. Дети самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения проблемы, составляют расписание работы над проектом. 4.Этап поиска предусматривает деление детей на творческие группы, каждая из которых будет решать определённые задачи проекта, т.е. кто-то занимается сбором информации (библиотека, музей, Интернет и т.д.), другая группа продумывает, как использовать полученную информацию в рамках проекта. 5.Этап промежуточных результатов и выводов имеет большое значение в организации внешней оценки проектов. Только таким образом можно отследить их эффективность и недочёты, необходимость своевременной коррекции. 6.Этап текущей рефлексии (см. пункт 2) помогает участникам проекта сформулировать полученные результаты, скорректировать цели дальнейшей работы. Рефлексия выступает как способ самопознания и необходимый инструмент мышления, помогающая осознать собственную индивидуальность. Итоговый период состоит из 2 этапов: 1.Этап защиты и оппонирования проходит публично в виде презентации, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители), где дети дают самооценку своего проекта, а также ребята - оппоненты задают вопросов, которые продумывают заранее. Устанавливается регламент (10 минут). 2.Этап оценки проекта, которая должна носить стимулирующий характер, то есть все участники проекта должны быть награждены памятными подарками, грамотами или дипломами. В проектной деятельности очень высока роль классного руководителя, который: организует и внимательно контролирует каждый этап работы; следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной темы, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата и решение поставленных задач; оказывает посильную помощь в защите и оформлении презентаций. Реализация проекта «Рождественская открытка» (обучающимися 4-го класса) Подготовительный период начался с того, что педагогом на классном часе был прочитан отрывок из рассказа А.Круглова «В канун Сочельника», где рассказывалось о том, как два мальчика на деньги, предназначенные на покупку себе подарков к Рождеству, купили билет старой женщине, чтобы та смогла навестить умирающего сына. В ходе обсуждения мы пришли к выводу, что благодаря доброму бескорыстному поступку ребят старушка сможет повидать сына, она от этого испытывает радость и благодарность. Мальчики в свою очередь чувствуют счастье, так как они стали «виновниками» чужой радости. И их радость в этом случае – это сорадование. Детьми было принято решение изготовить поздравительные открытки для ветеранов школы, так как радость - это дарение себя в творчестве, в добрых делах. Ребятами совместно с учителем была разработана схема проекта, был приглашён священнослужитель для рассказа о светлом и радостном празднике – Рождестве Христовом, подготовлены различные книги с разнообразными образцами открыток, сувениры для ребят, которые выполнили лучшие работы. Дальнейшая работа осуществлялась по этапам: Этапы проекта 1.Организационный период знакомство с темой проекта «Рождественская открытка» 2. Основной период: 2.1. Текущая рефлексия разбор схемы проекта, разбор способов деятельности 2.2. Планирование выбор предмета деятельности (открытка), обсуждение методов решения проблемы (ответы на вопрос «Какая будет открытка?»), составление расписания работы над проектом 2.3. Поиск поиск эскизов открыток, техники выполнения (квилинг, аппликация) 2.4. Промежуточные результаты и выводы обсуждение, корректирование работы 3.Итоговый период: 3.1. Защита и оппонирование самооценка деятельности, подготовка вопросов к оппонентам 3.2. Оценка проекта награждение грамотами Хочется отметить, что самооценка деятельности учащихся строится по плану: Почему вы начали разрабатывать этот проект? Соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям? Как оценили вашу работу оппоненты? Как улучшить проект? В память о празднике всем гостям были вручены поздравительные открытки. Никто из присутствующих не остался равнодушным. Хочется отметить, что метод проектирования в воспитании духовно-нравственных качеств у младших школьников уникален, во-первых, развивает духовно-нравственную культуру, потому что при работе над проектом необходимы знания, умения и навыки, которые вырабатываются только при личном деятельном участии ребят в решении важных вопросов жизнедеятельности; во-вторых, он помогает научить детей сотрудничать друг с другом; в-третьих, способствует развитию творческих способностей необходимых при составлении проекта и защиты к нему.
Просмотров: 203 | Добавил: tktyf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar