Вторник, 07.05.2024, 02:16
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Январь » 21 » Программа элективного курса "Юный исследователь - хочу всё знать"
21:34
Программа элективного курса "Юный исследователь - хочу всё знать"
Элективный курс «Юный исследователь-хочу всё знать» (Направление –общеинтеллектуальное) Возраст детей: 6,5 -11 лет (1-4 класс) Срок реализации: 4 года Автор курса: Давыдова Елена Николаевна, учитель начальных классов г.Лысково 2014г. «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» (Д. Лессинг) 1.Пояснительная записка Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для общеинтеллектуального развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. При составлении элективного курса учитель руководствовался следующими нормативными документами: • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». • Устав школы. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего мира, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит элективный курс «Юный исследователь - хочу всё знать», в основе которого лежит проектное обучение. Курс делает акцент на обучение учащегося умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. В рамках курса у учащихся будут формироваться общеинтеллектуальные навыки и умения: • целеполагание и планирование, • анализ и синтез, • рефлексия и самооценка; • самостоятельное добывание знаний непосредственно из разных источников, • владение приемами действий в нестандартных ситуациях и эвристическими методами решения проблем. Элективный курс ««Юный исследователь - хочу всё знать» общеинтеллектуальной направленности для учащихся 1-4 классов. Цель элективного курса: создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Задачи: • развитие интереса к проектной деятельности и развитие пробуждения потребности у учащихся к самостоятельной работе над проектами; • развитие мотивации к самостоятельному поиску информации по заданной теме проекта; • развитие творчества, смекалки и сообразительности учащихся в ходе работы над проектом; • учить организации личной и коллективной деятельности в работе над проектом. Предполагаемые результаты: 1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний; 2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме; 3. Умение планировать работу над проектами; 4. Умение сотрудничать друг с другом при работе и защите проекта. Основные этапы проектной деятельности. 1. Выбор темы. (Тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками). 2. Сбор сведений. (Дети собирают материал из разных источников: библиотека, беседа с родителями, Интернет и т.д.) 3. Выбор проектов.(Учащиеся сами выбирают как будет выглядеть их проект: схема, рисунок, таблица, сообщение и т.д.) 4. Реализация проектов.( Ребята продумывают как свой проект реализовать, взрослые помогают в выборе способа реализации). 5. Презентации. (Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом, детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес). Основные принципы программы Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения. Организационные условия (формы и режим занятий). Программа рассчитана на 4 года обучения и связана со многими учебными предметами, в частности математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Периодичность занятий в классе – один раз в неделю – среда с 13.00 по 13.35 (1 год обучения), с 13.00 по 13.45 (2-4 года обучения) Общее количество часов в год – 33-34часа. Для участия в элективном курсе привлекаются дети с 6-7 лет, в объединении 29 человек. Состав объединения постоянный. Занятия проходят с учетом возрастных особенностей обучающихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В результате изучения курса «Юный исследователь – хочу всё знать» обучающиеся на ступени начального общего образования: • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; • получат возможность осознать своё место в мире; • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации. Выпускник получит возможность научиться: • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тематическое планирование для 1 класса № п/п Наименование тем Количество часов Дата проведения I. Введение (1 час) 1. Что такое проект 1 II. Учимся делать проекты (7 часов) 2 Что такое проблема 1 3 Как мы познаём мир 1 4-5 Школа «Хочу всё знать» 2 6-7 Удивительный вопрос 2 8-9 Источники информации 2 III. Мы исследователи (23 часа) 10-11 Любимое число 2 12-14 Алфавит 3 15-16 Почему мы любим, встречать Новый год 2 17-19 Игры наших дедушек и бабушек 3 20-23 Растения 4 24-25 Симметрия 2 26-31 Сказки 6 IV. Заключение. ( 2 часа) 32 Что мы узнали и чему научились за год. 1 33 Моя лучшая работа. 1 Тематическое планирование для 2 класса № п/п Наименование тем Количество часов Дата проведения Тренинг исследовательских способностей 16 часов 1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? 1 2-3 Что можно исследовать? (тренировочные занятия) 2 4 Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. 1 5 Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» 1 6 Коллективное занятие «Жилой дом» 1 7 Игра «Историческое моделирование» 1 8 Экскурсия 1 9 Наблюдение как способ выявления проблем. 1 10 Экскурсия-наблюдение за воробьями. 1 11 Развитие умения видеть проблемы. 1 12 Развитие умения выдвигать гипотезы. 1 13 Развитие умений задавать вопросы. 1 14-15 Развитие умений давать определение понятиям. 2 16 Развитие умений классифицировать. 1 Самостоятельная исследовательская практика 14 часов 17 Задачи на классификацию с явными ошибками. 1 18 Развитие умений и навыков работы с парадоксами. 1 19 Развитие умений наблюдать 1 20 Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. 1 21 Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» 1 22 Эксперименты с домашними животными. 1 23 Как оценивать идеи. 1 24 Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. 1 25 Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. 1 26 Развитие умения создавать метафоры. 1 27 Развитие умений создавать тексты. 1 28 Методика работы с текстом. 1 29 Учимся выделять главную идею. 1 30 Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». 1 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 3 часа 32-33 Защита проектов. 3 Перечень разделов № п/п Перечень разделов Количество часов 1 Теоретический блок 5 2 Практический блок 28 Тематическое планирование для 3 класса № п/п Тема занятий Количество часов теория практика Итого 1. Науки, которые нас окружают. 1 1 2 2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности 1 1 2 3. План работы над учебным исследованием. 1 1 2 4. Основные источники получения информации. 1 2 3 5. Оформление списка литературы 1 1 6. Методы исследования. 1 1 7. Обработка результатов исследования. 1 1 8. Оформление работы. Подготовка доклада. 1 1 2 9. Знакомство с Microsoft Power Point. 1 1 2 10. Тематические учебные исследования. 4 14 18 Итого 11 22 34 Тематическое планирование для 4 класса № п/п Наименование тем Количество часов Дата проведения 1. Символы Нижегородской области: герб, флаг, гимн. 1 2-7 Геология родного края. 6 8 Выдающиеся землепроходцы 1 9-10 Горы и равнины Нижегородской области 2 11-14 Полезные ископаемые. 4 15-16 Времена года и народные приметы. 2 17-18 Реки и озера Нижегородской области 2 19-20 Почвы и природные зоны 2 21-26 Растительный мир родного края. 6 27-32 Животный мир родного края. 6 33 Экология Нижегородской области 1 34 Почитаем и поиграем. 1 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (33 часа) Занятие 1. Тема: Что такое проекты. Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Понятия: проект, проблема, информация Занятие 2. Тема: Что такое проблема. Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. Занятие 3. Тема: Как мы познаём мир. Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Занятия 4-5. Тема: Школа «Хочу всё знать». Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Занятия 6-7. Тема: Удивительный вопрос. Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Занятия 8-9. Тема: Источники информации. Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Занятия 10-11. Тема: Любимое число. Игры с числами. Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу. История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами. Понятия: число, нумерация чисел. Занятия 12-14. Тема: Проект «Алфавит». Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках. Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся. История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках». Понятия: буква, алфавит Занятия 15-16. Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки. Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка Занятия 17-19. Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы. Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей. Понятия: игра, товарищ, друг Занятия 20-23. Тема: Проект «Растения». Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Саврополье. Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений. Занятия 24-25. Тема: Проект «Симметрия вокруг нас». Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи. Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Понятия: симметрия. Занятие 26-31. Тема: Проект «Сказки». Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. (2 часа) Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Занятие 32-33. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи» Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. 2 класс Описание разбитого по разделам содержания занятий № п/п Название раздела Название тем, проектов Содержание занятий 1 Теоретический блок Занятие 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования Занятие 3. Коллективная игра-исследование Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления 2 Практический блок Занятие 6-10. Путешествие в Загадкино. Работа над проектом в соответствии с этапами Занятие 11-15. Что такое Новый год? Работа над проектом в соответствии с этапами Занятие 16-20. У меня растут года… Работа над проектом в соответствии с этапами Занятие 21-25. Меры длины. Работа над проектом в соответствии с этапами Занятие 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение) Работа над проектом в соответствии с этапами Занятие 31-33. Праздники в России. Работа над проектом в соответствии с этапами Характеристика результатов Обучающийся будет знать: - основные особенности проведения исследований разных видов; - методы исследования; - правила выбора темы и объекта исследования; - правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: - самостоятельно выбирать тему исследования; - выделять главное и второстепенное в собранном материале; - указывать пути дальнейшего изучения объекта; - презентовать свою работу. Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; - реализовывать право на свободный выбор. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: - общаться с людьми разных возрастов; - работать в группе, коллективе; - презентовать работу общественности. 3 класс СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ. 1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч) Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос. 2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч) Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания. Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники». 3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч) Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез. Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез. 4. Основные источники получения информации. (3 ч) Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. 5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч) Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. 6. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч) Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. 7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. ( 1 ч) Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды». 8. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч) Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад. Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ. 9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч) Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация. Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама». 10. Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч) 1) Исследование числа.- 1ч 2) Исследование суммы, произведения. - 1ч 3) Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч 4) Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч 5) Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч 6) Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч 7) Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч 8) Исследование названий географических объектов. Исследование «Родная улица моя» .- 2ч 9) Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч 10) Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч 11) Исследование « Труд в моей семье» - 1ч 12) Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». – 2 ч 13) Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». – 1 ч. 11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч) 4 класс Мы живем в удивительном краю, имя которому Нижегородская область. На территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса большие и малые реки и озера, самые разнообразные растения и животные. На территории Нижегородской области существует несколько заповедников, в которых живут редкие животные и растут удивительные растения. В нашей области хорошо развиты: транспорт, наука, культура и спорт. На территории Нижегородской области большое количество мест, где развиты народные промыслы. Чем удивительна наша область, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь – хочу всё знать» в 4 классе. Содержание тем. 1. Где мы живем. Символы Нижегородской области: герб, флаг, гимн. Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна. Понятие о символахНижегородской области. Понятия: герб, флаг, гимн. 2-7. Геология родного края. Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре. Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра. 8. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской. Цель: знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И. Литугиным, М. Волковым. Понятия: землепроходцы, исследователи. 9-10. Горы и равнины Нижегородского края. Цель: исследование гор и равнин. Понятия:Лысая гора, Олёнина гора. 11-14. Полезные ископаемые. Цель: исследование полезных ископаемых Нижегородской области. Понятия: песок, глина, торф и другие. 15-16. Времена года и народные приметы. Цель: исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы. 17-18. Реки и озера Нижегородской области. Цель: знакомство с реками и озерами Нижегородской области. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река. 19-20. Почвы и природные зоны Нижегородской области. Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон. Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Нижегородской области, отличительные особенности природных зон. 21-26. Растительный мир родного края. Мир деревьев тайги и леса. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесов. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений. Цель: изучение растительного мира области. Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения. 27-32. Животный мир родного края. Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Нижегородской области. Земноводные, живущие на территории области. Насекомые. Мир рыб. Цель: изучение животного мира родного края. Понятия: природное сообщество. 33. Экология области. Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии. Понятия: экологическая проблема. 34. Почитаем – поиграем. Проект «Природа Лыскова». Цель: составление проекта «Природа Лыскова». 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Юный исследователь- хочу всё знать» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; 2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах. Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. В ходе изучения курса «Юный исследователь – хочу всё знать» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии. На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми. Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления. Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для учителя 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с. 3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с. 4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с. 5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с. 6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с. 8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с. 9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с. 10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с. 11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с. 12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с. 13. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7. 14. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001 Для обучающихся 1. Большая Детская энциклопедия. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с. 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы: 1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11) 2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11) 3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ 4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11) 6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11) 7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11) 8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
Просмотров: 651 | Добавил: tktyf | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar