Элективный курс
«Юный исследователь-хочу всё знать»
(Направление –общеинтеллектуальное)
Возраст детей: 6,5 -11 лет
(1-4 класс)
Срок реализации: 4 года
Автор курса:
Давыдова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
г.Лысково
2014г.
«В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов
и способностей, если ему просто
предоставить для этого возможность»
(Д. Лессинг)
1.Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для общеинтеллектуального развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. При составлении элективного курса учитель руководствовался следующими нормативными документами:
• Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
• Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
• Устав школы.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной
формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего мира, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит элективный курс «Юный исследователь - хочу всё знать», в основе которого лежит проектное обучение. Курс делает акцент на обучение учащегося умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.
В рамках курса у учащихся будут формироваться общеинтеллектуальные навыки и умения:
• целеполагание и планирование,
• анализ и синтез,
• рефлексия и самооценка;
• самостоятельное добывание знаний непосредственно из разных источников,
• владение приемами действий в нестандартных ситуациях и эвристическими методами решения проблем.
Элективный курс ««Юный исследователь - хочу всё знать» общеинтеллектуальной направленности для учащихся 1-4 классов.
Цель элективного курса: создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи:
• развитие интереса к проектной деятельности и развитие пробуждения потребности у учащихся к самостоятельной работе над проектами;
• развитие мотивации к самостоятельному поиску информации по заданной теме проекта;
• развитие творчества, смекалки и сообразительности учащихся в ходе работы над проектом;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе над проектом.
Предполагаемые результаты:
1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;
2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
3. Умение планировать работу над проектами;
4. Умение сотрудничать друг с другом при работе и защите проекта.
Основные этапы проектной деятельности.
1. Выбор темы. (Тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
2. Сбор сведений. (Дети собирают материал из разных источников: библиотека, беседа с родителями, Интернет и т.д.)
3. Выбор проектов.(Учащиеся сами выбирают как будет выглядеть их проект: схема, рисунок, таблица, сообщение и т.д.)
4. Реализация проектов.( Ребята продумывают как свой проект реализовать, взрослые помогают в выборе способа реализации).
5. Презентации. (Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом, детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес).
Основные принципы программы
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Организационные условия (формы и режим занятий).
Программа рассчитана на 4 года обучения и связана со многими учебными предметами, в частности математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Периодичность занятий в классе – один раз в неделю – среда с 13.00 по 13.35 (1 год обучения), с 13.00 по 13.45 (2-4 года обучения) Общее количество часов в год – 33-34часа. Для участия в элективном курсе привлекаются дети с 6-7 лет, в объединении 29 человек. Состав объединения постоянный. Занятия проходят с учетом возрастных особенностей обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В результате изучения курса «Юный исследователь – хочу всё знать» обучающиеся на ступени начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
• получат возможность осознать своё место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование для 1 класса
№
п/п Наименование тем Количество
часов Дата проведения
I. Введение (1 час)
1. Что такое проект 1
II. Учимся делать проекты (7 часов)
2 Что такое проблема 1
3 Как мы познаём мир 1
4-5 Школа «Хочу всё знать» 2
6-7 Удивительный вопрос 2
8-9 Источники информации 2
III. Мы исследователи (23 часа)
10-11 Любимое число 2
12-14 Алфавит 3
15-16 Почему мы любим, встречать Новый год 2
17-19 Игры наших дедушек и бабушек 3
20-23 Растения 4
24-25 Симметрия 2
26-31 Сказки 6
IV. Заключение. ( 2 часа)
32 Что мы узнали и чему научились за год. 1
33 Моя лучшая работа. 1
Тематическое планирование для 2 класса
№
п/п Наименование тем Количество
часов Дата проведения
Тренинг исследовательских способностей
16 часов
1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? 1
2-3 Что можно исследовать? (тренировочные занятия) 2
4 Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. 1
5 Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» 1
6 Коллективное занятие «Жилой дом» 1
7 Игра «Историческое моделирование» 1
8 Экскурсия 1
9 Наблюдение как способ выявления проблем. 1
10 Экскурсия-наблюдение за воробьями. 1
11 Развитие умения видеть проблемы. 1
12 Развитие умения выдвигать гипотезы. 1
13 Развитие умений задавать вопросы. 1
14-15 Развитие умений давать определение понятиям. 2
16 Развитие умений классифицировать. 1
Самостоятельная исследовательская практика
14 часов
17 Задачи на классификацию с явными ошибками. 1
18 Развитие умений и навыков работы с парадоксами. 1
19 Развитие умений наблюдать 1
20 Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. 1
21 Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» 1
22 Эксперименты с домашними животными. 1
23 Как оценивать идеи. 1
24 Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. 1
25 Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. 1
26 Развитие умения создавать метафоры. 1
27 Развитие умений создавать тексты. 1
28 Методика работы с текстом. 1
29 Учимся выделять главную идею. 1
30 Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». 1
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
3 часа
32-33 Защита проектов. 3
Перечень разделов
№
п/п Перечень разделов Количество часов
1 Теоретический блок 5
2 Практический блок 28
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п Тема занятий Количество часов
теория практика Итого
1. Науки, которые нас окружают. 1 1 2
2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности 1 1 2
3. План работы над учебным исследованием. 1 1 2
4. Основные источники получения информации. 1 2 3
5. Оформление списка литературы 1 1
6. Методы исследования. 1 1
7. Обработка результатов исследования. 1 1
8. Оформление работы. Подготовка доклада. 1 1 2
9. Знакомство с Microsoft Power Point. 1 1 2
10. Тематические учебные исследования. 4 14 18
Итого 11 22 34
Тематическое планирование для 4 класса
№
п/п Наименование тем Количество
часов Дата проведения
1. Символы Нижегородской области: герб, флаг, гимн. 1
2-7 Геология родного края. 6
8 Выдающиеся землепроходцы 1
9-10 Горы и равнины Нижегородской области 2
11-14 Полезные ископаемые. 4
15-16 Времена года и народные приметы. 2
17-18 Реки и озера Нижегородской области 2
19-20 Почвы и природные зоны 2
21-26 Растительный мир родного края. 6
27-32 Животный мир родного края. 6
33 Экология Нижегородской области 1
34 Почитаем и поиграем. 1
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаём мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5.
Тема: Школа «Хочу всё знать».
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка
Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Саврополье.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятие 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа)
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Занятие 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
2 класс
Описание разбитого по разделам содержания занятий
№
п/п Название раздела Название тем, проектов Содержание занятий
1 Теоретический блок Занятие 1. Что такое исследование?
Кто такие исследователи? Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий
Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования
Занятие 3. Коллективная игра-исследование Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения
Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований
Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления
2 Практический блок Занятие 6-10. Путешествие в Загадкино. Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 11-15. Что такое Новый год? Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 16-20. У меня растут года… Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 21-25. Меры длины. Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение) Работа над проектом в соответствии с этапами
Занятие 31-33. Праздники в России. Работа над проектом в соответствии с этапами
Характеристика результатов
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
3 класс
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».
3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.
4. Основные источники получения информации. (3 ч)
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1 ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
6. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
( 1 ч)
Практика: письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».
8. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. (2 ч)
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».
10. Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)
1) Исследование числа.- 1ч
2) Исследование суммы, произведения. - 1ч
3) Исследование «Лексическое значение слов» .- 1ч
4) Исследование «Орфограммы в корне слова» .- 1ч
5) Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .- 1ч
6) Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» .- 2ч
7) Исследование «Вода-источник жизни». Конференция .- 2 ч
8) Исследование названий географических объектов. Исследование «Родная улица моя» .- 2ч
9) Исследование «Наш город-тыл».- 1 ч
10) Исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» -1 ч
11) Исследование « Труд в моей семье» - 1ч
12) Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные привычки». – 2 ч
13) Игра-викторина «Путешествие в страну Знаний». – 1 ч.
11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч)
4 класс
Мы живем в удивительном краю, имя которому Нижегородская область. На территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса большие и малые реки и озера, самые разнообразные растения и животные. На территории Нижегородской области существует несколько заповедников, в которых живут редкие животные и растут удивительные растения. В нашей области хорошо развиты: транспорт, наука, культура и спорт. На территории Нижегородской области большое количество мест, где развиты народные промыслы. Чем удивительна наша область, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь – хочу всё знать» в 4 классе.
Содержание тем.
1. Где мы живем. Символы Нижегородской области: герб, флаг, гимн.
Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.
Понятие о символахНижегородской области.
Понятия: герб, флаг, гимн.
2-7. Геология родного края.
Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.
Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.
8. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли русской.
Цель: знакомство с исследователями П.А. Чихачевым, П.Н. Крыловым, Л.И. Литугиным, М. Волковым.
Понятия: землепроходцы, исследователи.
9-10. Горы и равнины Нижегородского края.
Цель: исследование гор и равнин.
Понятия:Лысая гора, Олёнина гора.
11-14. Полезные ископаемые.
Цель: исследование полезных ископаемых Нижегородской области.
Понятия: песок, глина, торф и другие.
15-16. Времена года и народные приметы.
Цель: исследование связи времен года и народных примет.
Понятия: народные приметы.
17-18. Реки и озера Нижегородской области.
Цель: знакомство с реками и озерами Нижегородской области.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.
19-20. Почвы и природные зоны Нижегородской области.
Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Нижегородской области, отличительные особенности природных зон.
21-26. Растительный мир родного края.
Мир деревьев тайги и леса. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарники лесов. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Цель: изучение растительного мира области.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.
27-32. Животный мир родного края.
Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Нижегородской области. Земноводные, живущие на территории области. Насекомые. Мир рыб.
Цель: изучение животного мира родного края.
Понятия: природное сообщество.
33. Экология области.
Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Понятия: экологическая проблема.
34. Почитаем – поиграем. Проект «Природа Лыскова».
Цель: составление проекта «Природа Лыскова».
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Юный исследователь- хочу всё знать» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В ходе изучения курса «Юный исследователь – хочу всё знать» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
7. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
9. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
10. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
11. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
13. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7.
14. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001
Для обучающихся
1. Большая Детская энциклопедия. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
|